Новеллы о жадности (скупости)

1

В окрестностях Токсовской веси и далеко за ее пределами уже более двух десятилетий наблюдается интенсивное индивидуальное жилищное строительство. Частные дома с приусадебными участками нередко группируются в отдельные массивы – товарищества и прочие партнерства.
Наиболее шикарные строения располагаются вблизи береговых зон многочисленных озер Карельского перешейка. Последствия этой новорусской моды в виде тяготения к живописным ландшафтам пресных водоемов печальны. Теперь местным жителям к озеру трудно подойти.  Доступ возможен только к прибрежным болотистым участкам, а там нельзя купаться. Нередко вековые тропинки к известным пляжам упираются в высокие заборы, за которыми лают грозные псы и выглядывают откормленные физиономии охранников. Вместе с тем архитектурные достоинства таких домов очень редко соответствуют вложенным средствам. Для большинства из них характерна эклектика и дурновкусие как самих заказчиков, так и исполнителей.
Когда возникает вопрос о шальных деньгах, затраченных на это, то приходит на ум высказывание В.В. Розанова. Еще в 1912 году этот известный русский писатель, философ и публицист писал в своих набросках «Уединенное»: «В России вся собственность выросла из «выпросил» или «подарил», или кого-нибудь «обобрал». Труда собственного очень мало». Как говорят, комментарии излишни – оценка очень современная. Хотя ее можно было бы «дополнить» бандитскими и коррупционными источниками происхождения богатства. Поэтому вряд ли можно ожидать от заказчиков новодельных особняков утонченного архитектурного изыска.
Настоятелю довелось освятить не один десяток таких домов. Некоторые из них напоминали загородные дворянские усадьбы с претензией на дворцовый или замковый стиль.
Наряду с этим, абсолютное большинство благотворителей Токсовского прихода именно заработало свой достаток, благодаря своим талантам от Бога, трудолюбию и чрезвычайной работоспособности. Более того, все они обладают великим Даром Божиим – любовью к благотворительности.

2

В последние годы стало обычным приглашать священника для совершения чина освящения нового дома. Хозяева рассуждают так: «Надо, чтобы было все, как у людей». То есть первым запустить в дом кота, а затем пригласить священника. Казалось бы, ничего в этом плохого нет, и никто не собирается критиковать этот старинный русский обычай. Но священнику почему-то иногда бывает радостней освятить деревянный домишко или небольшую квартирку, чем шикарные хоромы. То ли потому, что в этих хоромах много пространства и почти нет ни икон, ни детей. А, может быть, потому, что хозяева сердцем своим не участвуют в священнодействии. Они наблюдают за манипуляциями священника с таким же духовным безразличием, как за работой полотера, горничной или мусорщика.
Кстати, о мусоре. В некоторых домах священнику нередко приходится ощущать на себе воздействие всякой «черноты». Действительно, многие хозяева свидетельствуют, что после освящения дышать и жить в доме становится несравненно легче и приятнее. Но это чувствуют и говорят те люди, которые потом приходят в храм поблагодарить Бога. Из Евангелия мы знаем, что не у всех развито такое доброе качество, как благодарность. Этому обстоятельству удивился даже Сам Иисус Христос. Из 10-ти людей, исцеленных Им от страшной проказы, только один вернулся поблагодарить Его (Лк.17:12-19).
Опыт показывает, что именно такие «вернувшиеся» люди и становятся благотворителями строящихся храмов. Но их – единицы!
Большинство домовладельцев от священников ожидают лишь «разовую услугу». Впрочем, некоторые из них становятся личными спонсорами батюшек, но не храмов.

3

Вообще, все написанное в этих новеллах не призвано кого-то осудить. Боже сохрани, от этого смертного греха! Просто хочется поразмышлять над одним совпадением, которое было выявлено эмпирическим путем, и оно касается излагаемой темы.
Это ведь, как в медицине. Если после какой-то еды болит желудок, надо ставить диагноз и лечить болезнь, чтобы не умереть ненароком. Если есть негативные совпадения в социуме, то в жизни человека тоже надо ставить диагноз. Правда, духовные болезни может вылечить только Бог, и только при желании самого человека. Но выявление диагноза жизненно необходимо. Человек должен его знать. Другое дело, лечиться или нет – это его собственный выбор.
В результате многочисленных освящений домов была выявлена определенная зависимость: «чем богаче дом – тем жаднее его хозяева».
Здесь вскрывается очень щепетильная тема, особенно для священников. Когда их приглашают для освящения домов, то хозяева интересуются примерной стоимостью этого обряда. Преобладающее большинство батюшек никогда не устанавливает каких-либо расценок. Обычно они отвечают: «Ну, сколько пожертвуете на храм, и за это – Слава Богу!»
Такой распространенный ответ сложился не от большой радости. Когда священник начинает рассказывать «непросвещенному» заказчику церковных услуг о ветхозаветной десятине или о других, более «мягких», формах пожертвований, то реакция бывает весьма прогнозируемая. Тот мысленно вычисляет десятину от стоимости дома, а потом безвозвратно уходит. Это понятно. Если «домик», к примеру, стоит 10 миллионов долларов (а есть и подороже), то кому захочется жертвовать за него 1 миллион, даже если этим актом он в нравственном отношении «легализует» перед Богом остальное нажитое «непосильным трудом»…Но мало кто нуждается в таком оправдании.
Батюшка, несмотря ни на что, посещает «домик», не подозревая, сколько часов придется, в буквальном смысле, попотеть его освящая. А потом за труды получает прозрачный конвертик с пожеланием: «Это Вам на храм!» Бывает, что щедрость подобных «жертвователей» не превышает несколько тысяч рублей. Уборщица за день работы в таких домах получает значительно больше. Но несколько раз доходило до смешного! В конце освящения хозяева вежливо спрашивали у вспотевшего батюшки: «Мы Вам что-нибудь должны?» Ну что тут ответишь? Ответ был один: «Спаси Вас, Господи».
Вот пример из другого мира. К верующей старушке приходит священник, и она жертвует свои накопления, приготовленные на «смерть». Как та Евангельская вдовица, отдавшая на храм свое последнее (Марк.13:41-44). Как это объяснить? Очень просто – она уже живет в Царствии Божием, и ей ничего лишнего не надо.

4

Во время освящения дома кульминацией этого чина является чтение Евангелия о Закхее (Лк.19:1-10). Настоятель всегда его читает на русском языке, а не на церковно-славянском, чтобы хозяевам стал понятен его смысл. В этом коротком Евангельском отрывке повествуется о чуде преображения очень грешного и богатого человека, «начальника налоговой полиции» древнего города Иерихона. Когда к нему в гости пришел Сам Иисус Христос, он поклялся половину своего богатства раздать нищим, а вторую половину возвратить тем, кого обобрал: «Кого чем обидел – возвращу в четверо раз больше». Таким образом, он лишил себя всего достояния, потому что обрел главное богатство – Бога! И все земные богатства померкли перед этим великим приобретением.
Причем Господь не призывал Закхея к такой жертвенности. Не принуждает Он к этому и современных богатых людей. Евангелие Христово обращается к их сердцам лишь с одним – не делать из богатства кумира, то есть главную цель своей жизни.

5

По учению Церкви, страсть сребролюбия является одним из восьми смертных грехов. Смертных в том смысле, что если человек при жизни не избавится от них, то он будет лишен возможности обрести бессмертие в Царствии Божием. А оно даровано каждому верующему христианину Крестной Смертью и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа.
Поэтому мы называем Его нашим Спасителем. Но в Его уготованное Царство нам еще надо попасть. А как? Только с Его Благодатной Помощью, а также желанием и усилием самого человека. В богословии это называется синергией, которую Святые Отцы сформулировали так: «Бог не спасет нас – без нас».
Страсть сребролюбия становится почти непреодолимой преградой для спасения людей. Причем этой духовной болезнью могут болеть не только богатые, но и бедные. Последние вообще свою жизнь часто превращают в ад: страстно хотят стать богатыми, а не получается. От этого страдают они сами и их близкие. Богатые хоть могут за свои деньги получить разнообразные земные «утешения», а бедные нет. Однако, как правило, это приводит богатых к пресыщению и приобретению ими других смертных пороков, таких как чревоугодие, пьянство и блуд.
Так что же такое сребролюбие? Сребролюбие – это любовь к деньгам. Этот грех многим людям удается тщательно скрывать от посторонних. Ведь никому не хочется показывать свои слабости. Однако он все равно обнаруживается для окружающих людей.
По мнению Святых Отцов, страсть сребролюбия выражается в следующих проявлениях:
— алчность – стремление побольше получать;
— скупость – стремление ничего не отдавать из уже имеющегося;
— жадность – стремление побольше получать и поменьше отдавать, то есть включает в себе алчность и скупость.
Сначала сребролюбие как страсть, чуждую человеческому естеству, легко побороть. Но затем, укоренившись в душе, этот грех становится самым лютым и страшным для человека!
Все помыслы человека, пораженного таким духовным заболеванием, сосредоточены на любви к деньгам и имуществу, на желании обогатиться любыми средствами. Много людей может пострадать от амбиций сребролюбивого человека, но больше всего от них он страдает сам.
Господь предупреждает ненасытных накопителей: «…смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк.12:15). А апостол Павел конкретизирует последствия этого греха: «Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1Тим. 6:10). Более того, в притче о ненасытном богаче, строящем новые проекты, Господь задает ему вопрос: «Безумный, в сию ночь душу твою возьмут у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк.12:20).
Чрезмерное собирание средств на «черный день» из-за опасений финансовых кризисов, внезапных болезней и предстоящей неухоженной старости ведет к забвению Промысла Божия о каждом человеке. Все это, а также забота о благополучии детей и внуков – «чтобы хоть они жили, как люди», является «оправданием» человека, который поражен страстью сребролюбия.

6

Как видно из некоторых изречений древних мыслителей, этот человеческий порок проявлялся во все времена.
«Скупой всегда нуждается»
(Гораций, I в. до н.э.)
«Жадного деньги возбуждают, а не насыщают»
(Публий Сир, I в. до н.э.)
«Высшее богатство – отсутствие жадности»
(Сенека, I в. до н.э.)
Сребролюбие, как и всякая страсть, гнездится в сердце человека и властвует над ним. Причем это касается не только людей, обладающих неправедным богатством, но и тех, кто его не имеет, но страстно желает им обладать. Именно из-за таких демонических человеческих особей, которые объединялись в коварные и злобные сообщества, в истории человечества происходили и происходят предательства, измены, убийства, воровство, казнокрадство, перевороты, революции и войны.
В трудах христианских подвижников имеется множество определений греха сребролюбия и его проявлений. Хочется привести наиболее яркие из них:
«Кто любит богатство, тот не может любить ближнего»,
«Забота об увеличении богатства ведет к забвению Бога»
(Святой Амвросий Медиоланский, IV в.);
«Чем менее мы желаем, тем большим владеем»
(Преподобный Антоний Великий, IV в.);
«Страсть сребролюбия хуже демона»,
«Не богатые, но служащие богатству осуждаются»,
«Умножение богатства ничего больше не приносит нам, кроме забот, беспокойств и бессонницы»,
«Имение сребролюбца нередко разделяют между собой многие, а грехи, сделанные им из-за этого имения, уносит с собой один»,
«Кто стал служить мамоне, тот уже отказался от служения Христу и таким образом отрекся от собственного спасения»
(Святой Иоанн Златоуст, V в.);
«От сребролюбия ложь, обман, воровство, вероломство, жадность, корысть, лжесвидетельство, насилие, бесчеловечие, хищничество»
(Преподобный Кассиан Римлянин, V в.);
«Чем тяжелее сундуки скупых, тем легче скорбь их наследников»,
«Скупой собирает, а другие будут пользоваться»
(Преподобный Иоанн Лествичник, VII в.);
«Страсть сребролюбия обнаруживается тем, если кто принимает (деньги) с радостью, а подает с печалью»
(Преподобный Максим Исповедник, VII в.);
«Нет неправды, на которую не решился бы корыстный, как показал на себе Иуда. От корыстолюбия – воровство, святотатство, убийство, предательство»
(Святой Феофан Затворник Вышенский, XIX в.);
«Скупость и алчность – губительные страсти, Иудин грех»
(Схиигумен Савва, XX в.).
Высказывания православных святых и праведников различных эпох можно было бы и продолжить. Вместе с тем, суть их совершенно определенна – грех сребролюбия и формы его проявления являются смертным духовным заболеванием. И чтобы подчеркнуть глубину падения людей, культивирующих в себе этот порок, необходимо привести поразительное высказывание выдающегося современного греческого мыслителя и богослова Митрополита Пергамского (Константинопольский Патриархат) Иоанна Зизиуласа, председателя Афинской Академии Наук.
В одной из своих книг Владыка Иоанн сделал вывод, что самый страшнейший грех – это скупость. По его мнению, и в прелюбодействе, и в воровстве, и даже в убийстве есть еще хоть какое-то отношение к другому, тогда как скупой замыкается только на себя (любимого). Он самодостаточен со своим богатством, и ему нет никакого дела до внешнего мира и людей. Такой аутентизм есть отрицание Божией Любви. А это уже чистый сатанизм!
Оригинальность умозаключения Митрополита Иоанна бесспорна. Для многих оно может показаться слишком категоричным. Вряд ли кому из сребролюбцев может прийти в голову, что они со своей жадностью ведут себя хуже убийц. Но если вдуматься, то трудно себе представить, сколько человеческого горя, слез, болезней и смертей было ими соделано за всю историю рода человеческого.
Пусть этот приговор одного из самых ярких современных православных мыслителей послужит таким людям грозным вразумлением и поводом для духовного излечения и покаяния в Таинствах Святой Церкви. Пока еще есть время!
Закончим эту новеллу с оптимизмом! Более 20-ти лет приходы и монастыри Русской Церкви возрождаются благодаря помощи именно богатых, но не жадных людей, а это значит, что у нашей Церкви и Отечества есть доброе будущее. И помощь эта не оскудеет, доколе в народе будут рождаться такие сыновья и дочери, жизненным христианским принципом которых является следующий: «блаженнее давать, нежели получать» (Деян.20:35).

7

Однако было бы несправедливо, определив диагноз смертельной болезни, не указать способы ее врачевания, тем более что Православная Церковь взрастила немало не только учителей, но и врачей душ человеческих. Святость их жизни и благодать от Бога дали им силу и власть предлагать свои рецепты.
Еще за 1000 лет до Рождества Христова святой царь Давид восклицал: «Блажен, кто помышляет о бедном. В день бедствия избавит его Господь» (Псал.40:2).
Сам Господь наш Иисус Христос в Нагорной проповеди заповедует людям: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5:7); «Жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк.12:15).
Святые апостолы Христовы продолжили Его учение: «…кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет……доброхотно дающего любит Бог» (2Кор.9:6-7).
Много полезных вразумлений можно извлечь из изречений великих праведников:
«Богатство для порочных препятствие, а для добрых – пособие к добродетелям»,
«Раздавая богатство – ты отдаешь долг, а не сыпешь щедротами»
(Святой Амвросий Медиоланский, IV в.);
«Богат не тот, кто приобрел много, но тот, кто много раздал»
(Святой Иоанн Златоуст, V в.);
«Золото – такая же ловушка для людей, как сеть для птиц»
(Святой Григорий Богослов, V в.);
«Богатые без бедных не могут спастись»
(Блаженный Августин, V в.);
«Не прельщайся чужим добром, ибо и свое скоро оставишь»
(Святой Дмитрий Ростовский, XVIII в.);
«Никто так не вредит обществу, как лихоимцы. От них оно больше стонет, вздыхает и изнемогает, чем от иноплеменных врагов»
(Святой Тихон Задонский, XVIII в.);
«Богатые доставляют бедным средства к пропитанию, а бедные – средства к их спасению»
(Святой Филарет Московский, XIX в.)
Исходя из 20-летнего опыта храмостроительства, следует отметить, что в Токсовском приходе были неоднократные «исцеления» людей от такого порока, как жадность. Но трудно было определить, наступало ли у них полное выздоровление, поскольку рецидивы жадности иногда повторялись. Видимо, над излечением этого недуга надо трудиться всю жизнь, без остановки.
В качестве методических рекомендаций для тех, кто знает свой недуг (жадность) и желает освободиться от этой страсти, можно посоветовать продуктивно использовать поприще Великого Поста. В эти святые дни все в церкви призывает верующего человека к тому, чтобы усилить свою молитву, воздержание (духовное и телесное), милосердие к ближним и помощь своему храму.
А Господь, только еще видя такие добрые намерения, в ответ обязательно пошлет Свою помощь для совершения покаяния и добрых дел – и начнется выздоровление.